Статья Matts-Åke Belin рассматривает вопрос внедрения концепции Vision Zero, процесс формулирования принципов безопасности, контроля за соблюдением программы. Последствия процессов, реализованных в Швеции в 1997 году, оказали серьезное влияние на проблемы дорожной безопасности и заставили пересмотреть взгляды национальных дорожных администраций, а в марте 2010 года, Генеральной Ассамблеей ООН был принят план по осуществлению действий в области безопасности дорожного движения на 2011-2020, который призван изменить ситуацию в мировом масштабе.
Vision Zero — программа, обеспечивающая безопасность дорожного движения и снижающая смертность в ДТП. Изучение этих проблем и разработка новых подходов к безопасности на дороге началась в 1995 году Дорожной службой Швеции, и была изложена в докладе «Vision Zero — концепция дорожно-транспортной системы без потерь для здоровья». Работа вызвала большой интерес в политической среде Швеции, привлекла внимание министра транспорта Инес Усман, которая и инициировала в октябре 1997 года слушания по принятию программы в шведском парламенте.
В марте 2010 года, Генеральная Ассамблея ООН объявила о Десятилетии действий по обеспечению безопасности дорожного движения, запланированного на 2011-2020 год. В рамках этого мероприятия был создан «План по осуществлению», основные принципы которого составляли программу Vision Zero, в частности осознание невозможности полностью исключить человеческий фактор и фактор ошибки в дорожной аварии, и перекладывание ответственности за безопасность на дороге с участников движения на проектировщиков дорожной системы.
Разрабатывая и принимая программу, содержащую столь радикальные перемены, необходимо было четко сформулировать: «Какая проблема должна быть решена?», «Какова долгосрочная цель?», «На чем должна основываться безопасная дорожная система?», «Каким образом разделяется ответственность за безопасность?», «Что должны предпринять власти для контроля системы?». Это необходимо в том числе и для оценки эффективности системы в дальнейшем.
В результате длительных дискуссий, в том числе и в научных публикациях, ответы на эти вопросы обобщенно были сформулированы так:
«Основная проблема безопасности дорожного движения лежит в недостатках проектирования дорожной системы, которая способствует риску, где одна ошибка может стать вопросом жизни и смерти».
«В долгосрочной перспективе, количество погибших или пострадавших в ДТП должно быть серьезно снижено, вплоть до исключения ДТП».
«Концепция безопасной дорожной системы должна быть основана на обновлении нормативов, которые в свою очередь должны соответствовать целям Vision Zero.
«Ответственность за безопасность дорожного движения должна быть разделена между пользователями системы и так называемыми проектировщиками. Проектировщики должны нести ответственность за проектирование и функционирование системы, при малейших подозрениях на риск пользователям должны быть приняты надлежащие меры. Пользователям же необходимо соблюдать нормативы и правила».
«Государство же в свою очередь должно следить за соблюдением нормативов проектировщиками, частные лица и предприятия должны учитывать нормативы, в случае если они каким-либо образом оказывают воздействие на дорожную систему».
Выполнение плана ООН требует радикальных изменений для национальных дорожных служб. И достаточно хорошо понятно, что не во всех странах можно внедрить программу Vision Zero таким образом, как это было реализовано в Швеции, однако может заставить пересмотреть подходы к реализации дорожной политики.
Оригинал статьи: "Vision Zero — a road safety policy innovation", Matts-A ke Belin, Per Tillgren & Evert Vedung