Недавно ездил в Финляндию на машине по развлекательному маршруту Хельсинки – Сало – Турку. Вот хочу поделиться впечатлениями об увиденной транспортной инфраструктуре с теоретическими пояснениями. Сначала про загородные дороги (не высокоскоростные магистрали). Опять же про безопасность и комфорт.
После въезда в Финляндию геометрия двухполосной дороги решительно меняется. Сейчас я не говорю о поперечном профиле (ширина полос безопасности, обочины и т.д.). Я говорю о поведении дороги в плане. Постоянные кривые и прямые вставки значительно меньшей длины, чем на Выборгском шоссе (я еще не говорю про Московское шоссе, где на начальном участке в 100 км только 3-4 кривых). Радиусы в плане при этом на загородных дорогах в Финляндии отчетливо меньше, чем в России. Не смотря на это, на значительном протяжении ограничение скорости составляет 100 км/ч против наших 90 км/ч. Кстати говоря, на наших загородных дорогах часто тянет ехать со скоростью значительно большей 100 км/ч. Даже ночью, при плохих погодных условиях можно ехать 120-130 км/ч, не говоря уже о дневном освещении и ясной погоде. В Финляндии бывает даже на разрешенной скорости не уютно проезжать повороты. Также неудобства добавляет отсутствующая асфальтовая полоса безопасности, да и обочины в Финляндии достаточно узкие. Поэтому зачастую не хочется превышать скорость более чем на 10 км/ч. Это плюс загородных дорог в Финляндии.
Оказывается, при проектировании плана и продольного профиля дорог, которые заметно влияют на поведение водителя на трассе, регулируя его скорость нам есть, чему поучится даже у финнов.
Влияние распространяется, в том числе, и на пропускную способность из-за учета особенностей видимости при обгоне. Например, при движении на кривом участке дороги водитель, следующий за автопоездом, может видеть автомобили не только на встречной полосе, но и даже в своей полосе (см. рисунок) не выезжая при этом на встречную полосу. То есть, водитель может правильно оценить маневр обгона без опасного выезда на встречную полосу.
![](http://transspot.ru/wp-content/uploads/2012/10/06_vidimost-298x300.jpg)
Кроме того, ночью очень трудно определить расстояние и скорость встречного автомобиля только по свету фар. На затяжных прямолинейных участках это смущает водителя, и даже если до встречного автомобиля 3 км, водитель не решается совершать обгон. Правильно устроенные кривые помогают скрывать не опасные, далекие встречные автомобили и в то же время правильно оценивать скорость приближения видимого автомобиля по траектории его движения в кривой.
Еще хочется отметить пару моментов по поводу режима скоростей.
Первый момент - это езда по знакам. В Финляндии знаки ограничения скорости стоят с частотой примерно один знак на километр. Даже если ограничение скорости постоянно на протяжении нескольких километров. С точки зрения пользователя - водителя, это очень хороший момент. Водитель всегда знает, какую скорость ему соблюдать. В то же время, водителю постоянно напоминают, что важно соблюдать скорость.
Знаки играют не только ограничительную, но и разрешающую функцию. По различным причинам скорость на загородной дороге может колебаться от 60 км/ч до 100 км/ч. С помощью покилометровой установки знаков можно задавать достаточно гибкий скоростной режим на трассе. Тем более что многие из этих знаков являются электронными и могут менять значение разрешенной скорости.
Второй момент заключается в ограничении скорости при проведении ремонтных работ. В Финляндии не ленятся устанавливать знаки не только перед участком, на котором проводятся ремонтные работы, но и за этим участком. У нас же очень редко когда можно увидеть место, в котором заканчивается действие временного ограничения. Не имея никаких дальнейших указаний, водитель в России начинает постепенно набирать скорость, даже когда участок ремонта еще не закончился.
Бездействие хуже действия? Точно также и отсутствие информации хуже хоть какой-либо информации.
Еще, как мне показалось, очень полезный момент – неровное (ребристое) покрытие на разделительной полосе и с краю проезжей части. Данная конструкция позволяет отвлекшемуся водителю вновь сконцентрировать внимание на дороге. Также это полезно в условиях недостаточной видимости – можно ехать, так сказать «на ощупь». Интересно, что в наших рекомендациях по обеспечению безопасности сказано обратное:
3.7.6. Устройство ребристых краевых полос не рекомендуется, поскольку они ухудшают эффективность использования водителями ширины проезжей части, вызывая смещение траекторий движения автомобилей к оси дороги, и создают затруднения при очистке дорог от снега и грязи.
Может быть, конечно, здесь имеется в виду что-то другое…
Это были впечатления о загородных дорогах в Финляндии.
Спасибо за статью Сергею Давыдому, материал с сайта http://transspot.ru
После въезда в Финляндию геометрия двухполосной дороги решительно меняется. Сейчас я не говорю о поперечном профиле (ширина полос безопасности, обочины и т.д.). Я говорю о поведении дороги в плане. Постоянные кривые и прямые вставки значительно меньшей длины, чем на Выборгском шоссе (я еще не говорю про Московское шоссе, где на начальном участке в 100 км только 3-4 кривых). Радиусы в плане при этом на загородных дорогах в Финляндии отчетливо меньше, чем в России. Не смотря на это, на значительном протяжении ограничение скорости составляет 100 км/ч против наших 90 км/ч. Кстати говоря, на наших загородных дорогах часто тянет ехать со скоростью значительно большей 100 км/ч. Даже ночью, при плохих погодных условиях можно ехать 120-130 км/ч, не говоря уже о дневном освещении и ясной погоде. В Финляндии бывает даже на разрешенной скорости не уютно проезжать повороты. Также неудобства добавляет отсутствующая асфальтовая полоса безопасности, да и обочины в Финляндии достаточно узкие. Поэтому зачастую не хочется превышать скорость более чем на 10 км/ч. Это плюс загородных дорог в Финляндии.
Оказывается, при проектировании плана и продольного профиля дорог, которые заметно влияют на поведение водителя на трассе, регулируя его скорость нам есть, чему поучится даже у финнов.
Влияние распространяется, в том числе, и на пропускную способность из-за учета особенностей видимости при обгоне. Например, при движении на кривом участке дороги водитель, следующий за автопоездом, может видеть автомобили не только на встречной полосе, но и даже в своей полосе (см. рисунок) не выезжая при этом на встречную полосу. То есть, водитель может правильно оценить маневр обгона без опасного выезда на встречную полосу.
![](http://transspot.ru/wp-content/uploads/2012/10/06_vidimost-298x300.jpg)
Кроме того, ночью очень трудно определить расстояние и скорость встречного автомобиля только по свету фар. На затяжных прямолинейных участках это смущает водителя, и даже если до встречного автомобиля 3 км, водитель не решается совершать обгон. Правильно устроенные кривые помогают скрывать не опасные, далекие встречные автомобили и в то же время правильно оценивать скорость приближения видимого автомобиля по траектории его движения в кривой.
Еще хочется отметить пару моментов по поводу режима скоростей.
Первый момент - это езда по знакам. В Финляндии знаки ограничения скорости стоят с частотой примерно один знак на километр. Даже если ограничение скорости постоянно на протяжении нескольких километров. С точки зрения пользователя - водителя, это очень хороший момент. Водитель всегда знает, какую скорость ему соблюдать. В то же время, водителю постоянно напоминают, что важно соблюдать скорость.
Знаки играют не только ограничительную, но и разрешающую функцию. По различным причинам скорость на загородной дороге может колебаться от 60 км/ч до 100 км/ч. С помощью покилометровой установки знаков можно задавать достаточно гибкий скоростной режим на трассе. Тем более что многие из этих знаков являются электронными и могут менять значение разрешенной скорости.
Второй момент заключается в ограничении скорости при проведении ремонтных работ. В Финляндии не ленятся устанавливать знаки не только перед участком, на котором проводятся ремонтные работы, но и за этим участком. У нас же очень редко когда можно увидеть место, в котором заканчивается действие временного ограничения. Не имея никаких дальнейших указаний, водитель в России начинает постепенно набирать скорость, даже когда участок ремонта еще не закончился.
Бездействие хуже действия? Точно также и отсутствие информации хуже хоть какой-либо информации.
Еще, как мне показалось, очень полезный момент – неровное (ребристое) покрытие на разделительной полосе и с краю проезжей части. Данная конструкция позволяет отвлекшемуся водителю вновь сконцентрировать внимание на дороге. Также это полезно в условиях недостаточной видимости – можно ехать, так сказать «на ощупь». Интересно, что в наших рекомендациях по обеспечению безопасности сказано обратное:
3.7.6. Устройство ребристых краевых полос не рекомендуется, поскольку они ухудшают эффективность использования водителями ширины проезжей части, вызывая смещение траекторий движения автомобилей к оси дороги, и создают затруднения при очистке дорог от снега и грязи.
Может быть, конечно, здесь имеется в виду что-то другое…
Это были впечатления о загородных дорогах в Финляндии.
Спасибо за статью Сергею Давыдому, материал с сайта http://transspot.ru
![](/uploadify/339/276/50х918_1.jpg)
Сбор регулярных пожертвований в Ижевск
Собрано 0 из 25 000 рублей