В ночь на 9 февраля 2016 года, которую общественность позже стала называть «ночью длинных ковшей», мэр Москвы Сергей Собянин снес около сотни торговых павильонов и прочей частной собственности. Можно сколько угодно рассуждать о том, в какую сторону изменился из-за этого облик города, но это совсем не относится к сути.
Суть же в том, что для Сергея Собянина и всей нынешней власти никаких законов, прав и частной собственности не существует — вещей, которые всеми считаются основными и неотъемлемыми.
Ночью 9 февраля 2016 года под надзором полиции и коммунальных служб бульдозеры начали сносить торговые павильоны, в основном расположенные возле метро. У собственников были судебные решения о том, что их постройки — не самострой, но это не имело никакого значения: по мнению мэра Москвы, большое количество документов и выигранных дел — это «бумажки о собственности, приобретенные явно жульническим путем».
Фото openrussia.org
Поэтому правительством Москвы 8 декабря 2015 года было придумано постановление № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». По нему снос самостроя стал возможен по решению мэрии, то есть когда префектура этого захочет. Но даже так нужно было получить судебное решение, которое бы признавало постройку самовольной и незаконной. Сергею Собянину было плевать на собственные законы, поэтому сносы проводились без судебного решения, которые просто оформлялись позже задним числом.
По статистике, с 2014 года в Москве было снесено 1,25 миллиона квадратных метров торговых площадей — около 4 тысяч построек. Сложно подсчитать, сколько из них были законно оформлены в собственность, но даже во время «ночи длинных ковшей», которая оказалась довольно резонансной, мэрию не особо волновала законность, а что и говорить о том, как дело обстояло до нее и в менее известных ситуациях.
Силы, которые создают и обогащают городское пространство, а это в том числе и частный бизнес, не станут рисковать, когда любая собственность может быть снесена по желанию одного человека. Такой город не может быть «комфортным европейским городом». Безусловно, значительная часть снесенных построек были совсем не образцами классной архитектуры, но избавление от них ценой своих основных прав, законов и законности никак не делает городское пространство лучше, но лишь мешает этому.
И, говоря об облике города, почему тогда до сих пор, в том числе и у метро, стоят те самые позорящие Москву «золотые туалеты», в которые было вложено 6,6 миллиардов рублей? Или Сергей Собянин считает, что они-то как раз и есть те самые образцы архитектуры?
Любопытно, как в 70-х годах в Японии власти начали строительство аэропорта Нарита. Планировалось построить его на месте частных земель. Тогда власть выкупила землю у собственников, предоставила денежные и инфраструктурные компенсации. И лишь один из фермеров, проживавших там, наотрез отказался продавать свою землю. Взлетную полосу пришлось строить вокруг его дома. Дом до сих пор стоит там, уже и после смерти самого фермера. И никто из японских властей не мог даже подумать о том, чтобы как-нибудь ночью приехать на бульдозерах и снести чужую постройку. Японцы, пережившие милитаризм, мировые войны, атомные бомбардировки, послевоенный кризис и голод понимают, что отказ от выстраданных базовых прав и частной собственности вернет их назад во все эти темные времена. А мэр Москвы Сергей Собянин либо этого не понимает, либо сам с нетерпением ждет когда вернется тоталитаризм, ГУЛАГ и коллективизация.
Первая волна сноса
В ночь с 8 на 9 февраля 2016 года было снесено около 103 построек, более 50 тысяч квадратных метров торговли возле метро.
Вторая волна сноса
Фото: mir24.tv
В ночь с 28 на 29 августа 2016 года начался новый этап сноса. Снесли 107 построек, признанных мэрией незаконными, которые не смогли снести в феврале — 30,5 тысяч квадратных метров.
Третья волна сноса
Фото: vedomosti.ru
Очередные сносы начались 5 декабря 2016 года. В этот раз, «ночь длинных ковшей» была перенесена на дневное время и владельцы собственности даже получали уведомление о сносе за два месяца. Снесено было 43 постройки, 26 тысяч квадратных метров.
Четвертая волна сноса
Фото: rbc.ru
14 февраля 2017 года снесено 54 объекта общей площадью 19,368 тысяч квадратных метров. При этом мэрия занималась сносом лишь 12 построек, а 42 объекта владельцы были вынуждены снести самостоятельно.
Пятая волна сноса
Фото: kp.ru
В пятый список под снос вошли 78 строений общей площадью 42,6 тысяч квадратных метров. Все это началось 23 октября 2017 года. По сообщениям собянинских СМИ, около 90% владельцев согласились добровольно снести свою собственность. После этого начальник инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Сергей Шогуров обещал больше не проводить массовых сносов, но 4 апреля 2018 года Сергей Собянин в эфире канала ТВЦ все же заявил о том, что борьба с самостроем продолжится.
В ЕСПЧ подана первая жалоба на снос «самостроя»
Снесенный торговый центр у метро Южная, из-за которого была подана жалоба в ЕСПЧ. Фото: zakonia.ru
7 ноября 2017 года в Европейский суд по правам человека была подана первая жалоба на снос торгового центра у метро Южная, которым владела «Созидание». Компания утверждает что «ее право собственности на уничтоженный торговый павильон было подтверждено судебными решениями, а здание было разрушено без какой-либо компенсации и возможности судебной защиты». 27 марта 2018 года ЕСПЧ принял жалобу и обязал Россию до 29 июня представить возражения в виде ответов на вопросы.