Автомобильная культура: в 20-х грядут изменения

23 января 2020 г.

Гонщики Формулы-1 разделились в мнениях насчёт изменения климата. 6-кратный чемпион мира Льюис Хэмилтон выразил поддержку активистам, которые борются против этого, молодой гонщик Макс Ферстаппен ответил ему в провокативной манере: «Мне нравится топливо. Я же могу так говорить? Мне не нравятся все эти электроштуки». Но Формула-1 официально на стороне Хэмилтона: соревнования быстрейших болидов в мире к 2030 году должны стать углеродно-нейтральными.

Картинки по запросу варламов формула 1

В борьбе за снижение выбросов углерода Формула-1 присоединилась к растущему движению за экологию. Пускай последние переговоры по климату в Организации объединённых наций закончились неутешительно, осознание проблемы климата растёт. Даже телеведущий Джереми Кларксон, который неоднократно отрицательно высказывался насчёт изменения климата, признал опасность глобального потепления. Его на это сподвигли шоу The Grand Tour в Камбодже, где он на собственном катере испытал последствия нехватки воды вследствие засухи.

Автоспорт с первых дней развития автомобильной индустрии был одновременно лабораторией и витриной. Развитие шло в основном в трёх направлениях: скорость, дизайн и безопасность — то, на чём ездят автомобили, считалось побочным. Но стоит ли так надеяться на «электроштуки» и другие альтернативы топливу в будущем?

Среди всего миллиарда автомобилей в мире, 5 миллионов (0,5%) — электрические. Продажи растут, и даже на вторичном рынке: аккумуляторы работают лучше ожидаемого. Фольксваген открыл сборочную линию на одном из своих заводов, производящую электромобили для масс-маркета. Tesla Model 3 — среди самых популярных новых автомобилей в Великобритании.

Картинки по запросу варламов электро зарядка

Электрическое будущее?

Лидеры индустрии и власти разных стран, естественно, приветствуют такое развитие. Там, где уровень загрязнения воздуха высок и цели по уровню выброса не выполняются, электромобили — значительный шаг вперёд, особенно если они заменяют очень старые машины и внедорожники. Десятилетиями автозаправки были непосредственной точкой соприкосновения людей и нефтяной индустрии. Для всех, кто хочет ослабить её могущество, разрыв такой связи — уже прогресс.

Но достаточно ли избавить водителей от бензина и дизеля? Или транспорт 21-го века ждут значительные изменения, которые снизят нашу зависимость от личных автомобилей? Машины — порождение нефтяного века. Страны по всему миру подстраиваются по десятилетие снижения выбросов, которое обязательно, чтобы избежать катастрофы глобального потепления на 2°С и больше, так каким же должно быть наше отношение к автомобилям?

Транспорт — самый быстрорастущий источник выбросов, он способствует примерно трети всех выбросов в Европе и США. Одно из недавних исследований показало, что с 2010 по 2018 год внедорожники заняли второе место по росту количества выбросов среди всех источников.

Картинки по запросу варламов электро зарядка

Но если экологические аргументы против двигателей внутреннего сгорания ясны, то с электромобилями всё несколько сложнее. Пока защитники окружающей среды приводят доводы в пользу отказа от личных автомобилей, прочие скептики защищают статус кво аргументами про вредное воздействие фабрик по производству электромобилей и аккумуляторов к ним. Отчасти это технические вопросы: как считать выбросы и как прочий вред (добыча и уничтожение используемых в аккумуляторах кобальта и лития) соотносится с глобальным потеплением. Но их политическую важность трудно переоценить, ведь на кону не только гигантский промышленный сектор, но и то, как живёт общество в целом.

В 20-м веке автомобиль стал частью нашей жизни. Возможно, в США это заметно больше, чем где бы то ни было, но автомобильная культура пустила корни практически везде. В Лондоне сейчас проходит выставка о том, насколько сильно машины изменили мир. На ней можно узнать, что такое «фордизм» (названный так в честь Генри Форда), как строительство магистралей повлияло на развитие государств, секции, посвящённые безопасности, гендерным различиям и будущему, а также гигантский экран, на котором крутят видео с нефтяного месторождения.

Альтернативы

От транспортной политики никуда не скрыться. Споры о распределении пространства и ресурсов между дорогами и общественным транспортом, между водителями и другими участниками дорожного движения — пешеходами, велосипедистами, пассажирами — обычно выглядят как идеологическая борьба между конкурирующими племенами.

Картинки по запросу варламов велосипедисты

Различная политическая философия, как и образ жизни и потребности, отдаляет людей. В широком смысле, автомобили чаще ассоциируются с людьми (и политическими партиями), которые больше выступают за частную собственность и индивидуальные свободы, а те, кто больше ценит общественные пространства и жизнь в сообществе, отстаивают общественный транспорт и машины с низким уровнем выбросов. Эти проблемы ещё более заметны в развивающихся странах, где инвестиции в общественный транспорт необходимы немедленно, чтобы представить вменяемую альтернативу дальнейшему увеличению уровня автомобилевладения.

Во времена опасной политической поляризации, важно понимать, что наши убеждения об автомобилях, как и о большинстве вещей, обусловлены опытом. Не стоит забывать и о нарастающем разрыве между крупными и небольшими городами, на который обратили внимание во Франции, США и Великобритании (и который также существует и в России). Отношение к транспорту, как и ко многому другому, различается от региона к региону. Так, повышение топливного сбора стало изначальной причиной протеста жёлтых жилетов во Франции.

Климатологи утверждают, что использование бензиновых и дизельных автомобилей и грузовиков должно быть значительно сокращено. Электромобили — часть решения, но вся автомобильная культура требует пересмотра. Это будет непросто. Автомобили стали не только чем-то «удобным», но и символом скорости, мобильности и свободы. Но Льюис Хэмилтон не одинок. Нам всем нужно задуматься.

Картинки по запросу варламов пробка выхлопы

Оригинал. Перевел Михаил Чижов

Сбор регулярных пожертвований в Ижевск
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему